Точную дату возникновения села узнать сейчас, конечно, невозможно. Официальной датой поселения людей считается 1740 год, что и отмечено на памятной стеле, у въезда в Кагу. Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия села.
По одной из них когда-то пришли в эти места первые люди, и поразились они красоте здешних мест. Величаво несла свои белые воды широкая река. В неё впадала бойкая, шустренькая речушка с кристально чистой водой. Вышли люди на берег этой речушки, чтобы отдохнуть и попить свежей водицы, а заодно и полюбоваться на красоту здешних мест. А с водной глади, навстречу им, поднялась огромная стая диких, белых гусей. Они шумно хлопали крыльями и громко кричали «га-га, га-га». Отсюда и пошло название этого места, изменившись впоследствии на более благозвучное — Кага.
По другой версии Кага расшифровывается как Колония Административно-государственных арестантов. Об этом говорит даже название места в селе — «Итап». Там, возможно, было место стоянки, отдыха заключённых. Вот такие существуют легенды.
Хотя точная дата поселения здесь неизвестна, зато известно, когда был построен Кагинский завод. Указ на постройку Кагинского завода был выдан Е.Н. Демидову 5 октября 1769 года, в этом же году началась ковка чугуна. Завод был построен на реке Кага, левом притоке реки Белой, на земле башкир Тамьянской и Тангаурской волостей и запущен в том же году. Кагинский молотовый завод переделывал чугун, поступавший с Верхнего Авзяно-Петровского завода.
Плотина Кагинского завода имела длину 87 саженей (125 метров), в ширину 13 саженей (27,7 метра) в высоту 11 аршин (7,8 метра). При полном скопе воды глубина пруда достигала 6 аршин (4,26 метра), а в обычное время не превышала 1-3 аршина (0,71-2,13 метра.) Разлив пруда доходил до 1,5 версты (1,6 километра), таким образом, гидротехнический потенциал завода невелик. При плотине находились две деревянные молотовые фабрики, в одной из них было установлено 6 горнов и 3 молота, в другой — 4 горна и 2 молота, которые действовали от 15 цилиндрических деревянных мехов. В одном горнев неделю выковывалось от 70 до 80 пудов (1120-1280 килограмм) железа. Горн и молот обслуживали одну смену один мастер, один подмастерье и один работник.
Рядом с молотовыми фабриками располагались пильная мельница на четырёх рамах, кузница с шестью горнами, слесарная, меховая, плотничный сарай, амбары и сараи для хранения железа, чугуна, дёгтя, караульные избы, хлебный магазин, деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца, заводская контора и господский двор. (По сведениям Н.М. Кулбахтина.)
Со строительством в 1777 году Узянского доменно-молотового завода на Кагинский завод стали возить и узянский чугун.
По сведениям Г.Ф. и З.И. Гудковых, известный уфимский старожил, служивший секретарём Оренбургского гражданского суда, М.С. Ребелинский записал в своём «Дневнике», что 6 октября 1794 года он выехал в Кагинский завод Ивана Демидова, 15 октября присутствовал при «освящении церкви… и во время оной церемонии была пушечная пальба. После того народные угощения и обед, на коем припасено было говядины 40 пудов (640 килограмм), баранины 10 пудов (160 килограмм), пирогов 2125, вина 43, пива 280 вёдер, и крестьяне пили весь день». Речь шла в данном отрывке о первой деревянной церкви Иоанна Богослова, которая находилась в районе Замоста.
Особый интерес вызывает огромная конюшня на 150 стойл. В начале XIX века было 137 обывательских домов, где проживало 407 душ мужского и 257 душ женского пола, всего 664, в среднем 4,8 человека в доме, заводских крестьян и 1755 душ мужского пола приписных крестьян, всего 2419 крестьян.
Евдоким Никитович Демидов умер в 1782 году. Владельцем Кагинского и Узянского заводов после его смерти стал сын Иван.
Первые приписки крестьян к горным заводам были до 1721 года только на казённых заводах и на заводах Никиты Демидовича Демидова, а позже и на других частных заводах. Крестьяне приписывались целыми волостями, как и на Демидовских заводах, часто очень далеко расположенными от заводов.
Например, к Авзяно-Петровским, Кагинскому и Узянским заводам Демидовых были приписаны крестьяне, проживающие в Казанской губернии, поэтому им приходилось добираться из своих сёл до заводов, проходя пешком по 300-600 вёрст.
Приписные крестьяне должны были отрабатывать на заводах оброчные и подушные деньги строго в установленном порядке. Получали же они на заводах такие мизерные платы, что им недостаточно было даже на пропитание. Для приписных это была настоящая каторга, волнения на заводах почти не прекращались.
В конце XVIII века возник вопрос о замене приписных крестьян непременными работниками. Такой закон о замене приписных на всех горных заводах империи был утверждён 9 ноября 1800 года. По этому указу предполагалось укомплектовать заводы «единожды и навсегда» из приписных крестьян «непременными мастеровыми» из расчёта с каждой тысячи душ по 58 горных работников старше 40 лет. Замену предусматривалось осуществить за 4 года. Но затем по указу 15 марта 1807 года этот срок был продлён: на частных заводах до 1 мая 1813 года и на казённых до 1 мая 1814 года. Выбор в непременные работы предоставлялся крестьянам. Все прочие приписные навсегда освобождались от заводских работ, оставаясь в разряде государственных крестьян. Теперь заводчики должны были сами платить подати за работников.
«Непременным работникам была определена заработная плата в 20 рублей в год, им выдавались также 25 рублей на ремонт, предусматривалось хлебное довольствие для жён и детей, предоставлялся покос…
В связи с невозможность обеспечить казённые заводы необходимым количеством непременных работников, было разрешено использовать для этой цели рекрутский набор из бывших приписных крестьян, а на частных предприятиях — покупать крестьян к заводам по 58 душ с 1000 душ мужского пола».
Крепостники-заводчики как только могли воспротивились этому закону, поэтому проведение этой реформы сильно задерживалось.
Иван Евдокимович Демидов освободил приписных крестьян с Кагинского и Узянского заводов в 1810 году.
Тогда же он, обращаясь в Горное правление, просил на его заводы прислать рекрут, но горное начальство отвечало, что удовлетворить его просьбу не может, так как на все заводы сразу дать людей невозможно.
Из всех Демидовских заводов лишь Кагинский завод имел госпиталь на 8 коек, где работал «вольно-практикующий лекарь».
26 мая 1774 года Кагинский завод был сожжён повстанцами. Разрушения были настолько велики, что «без показания совсем узнать не можно, где какое строительство находилось». После Крестьянской войны завод быстро восстановили и в октябре 1775 года пустили в действие. В последней четверти XVIII века производство железа колебалось в пределах 25-50 тысяч пудов (400-800 тонн) в год. Лишь в 1781 и 1782 годах, как и на Авзяно-Петровских заводах был резкий сбой производства, когда производительность упала до 3-5 тысяч пудов (48-80 тонн) железа в год. Вместе с Узянским они производили в 1797 году 76978, в 1798 году — 100214, в 1799 году — 111258 пудов железа в год.
Кагинский завод после многократной смены владельцев оказался в руках Ивана Асафьевича Татаринова.
Иван Асафьевич вместе со шведским инженером В.В.Мюнцингом построил в Кагинском заводе домну и гвоздарную фабрику, затем уже один строил школу, больницу, амбулаторию, клуб для рабочих. Особенно много внимания он уделял организации школы и клуба для рабочих.
Торговый дом «Вогау и К» в 1882 году покупает с торгов Кагинский округ, в который входили Кагинский и Узянский заводы с 22545 десятинами земли.
После длительной остановки в 1884 году был вновь пущен Кагинский завод, на котором также были вновь построены доменная печь и гвоздарно-волочильная фабрика. Кагинский завод был остановлен в годы кризиса (1903-1904).
12 июля 1911 года на Кагинском заводе возник пожар по вине столяра, жившего недалеко от церкви. Он варил во дворе дома олифу, кипящяя масса выплеснулась на стружки, и всё строение моментально охватил огонь. Лето стояло жаркое, засушливое, а день оказался ветреным. Огонь перескакивал с дома на дом, с улицы на улицу. За считанные минуты выгорали целые районы села: Центр, Замост, Елань, Устькага, Итап. Люди вставали на пути огня с иконами, надеясь таким образом остановить пожар. Женщины, ребятишки, старики, домашняя живность собрались возле реки, спасаясь от огня. Но загорелась плотина на кагинском пруду и её прорвало. Огромный вал воды хлынул на жавшихся по берегам реки испуганных людей… Бог знает, сколько десятков или сотен жизней унесла вода. По реке плыли трупы скотины, людей, сундуки со скарбом.
Завод решили не восстанавливать. Население стало разъезжаться. Очень много народа уехало из Каги в Белорецк и с. Селивановка под Магнитогорском.
От наводнения Кагинский завод тоже страдал дважды. 8 мая 1862 года сильные снега, а затем ливни при высокой температуре переполнили кагинский пруд и затопили заводскую площадь. Вода смыла магазин с чугуном и разными вещами, снесла пожарную избу, размыла несколько сот тысяч кирпичей, повредила сливной мост и мукомольную мельницу. Наводнение принесло убытки более чем на 20 тысяч рублей. Из людей никто не погиб. Второе наводнение произошло во время пожара 1911 года, как уже писалось выше.
Свято-Никольский храм села Кага почти не пострадал от пожара 1911 года. Храм успешно действовал до 30-х годов двадцатого столетия. Последний кагинский священник Иван Александрович Марсов был арестован в 1933 году и умер в тюрьме г. Уфы. До 1938 года разорённая церковь пустовала, а затем до 1941 года там была изба-читальня, с 1941 по 1955 годы здание церкви использовали под зернохранилище. Затем был произведён капитальный ремонт и здание церкви стало использоваться под сельский клуб, который в 1968 году преобразован в сельский Дом культуры, в котором заведовал Лисовский Иван Антоновичю Его страниями здание церкви было сохранено. Сохранились даже уникальные фрески на куполе церкви. И.А. Лисовский увлекался историей села, собрал множество документов и воспоминаний. Он также основал музей и комнату «Боевой славы» села Кага. В июне 1998 года по настоянию жителей села, при поддержке Благочинного 6-го округа о. Александра (Данилова) в Каге образован приход. Старостой прихода избрана Андриянова Л.П.. 1 июля 1999 года здание Свято-Никольского храма было возвращено верующим. Первым оформителем прихода назначен священник Петро-Павловского храма п. Верхний Авзян о. Валерий (Макаров). В настоящее время восстановлен придел Петра и Павла, и там ведутся молебны. Чтобы восстановить остальную часть здания до первоначального состояния, нужны большие деньги.
Второй исторической достопримечательностью села является святой источник Сажелка. Откуда произошло это название сейчас установить трудно. По одной версии рядом с источником были угольные печи, где делали берёзовый уголь для завода. Ну, а где уголь, там и «сажа». По второй версии недалеко от источника были разбиты опытные поля, где разводились растения, «сажали» новый сорта деревьев и кустарников.
Существует такая легенда. Как давно это было никто не знает. Однажды летом на Кагу обрушилась страшная засуха: пересохли все источники, ручьи и колодцы. От речки остался маленький мутный ручеёк. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь. Люди умирали внезапно там, где их настигла смерть — дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы, хоронить по христианскому обычаю. И тогда вырыли на кладбище огромную могилу, в неё свозили всех умерших. А болезнь всё свирепствовала. Тогда собрались оставшиеся жители села на сход под набат церковного колокола. Горячо молились они, прося у Бога прощения и помощи — болезнь косила безжалостной косой всех подряд, а засуха сжигала всё живое вокруг: деревья, траву, скот… Просили они о помощи и поминали уже погибших. И вдруг из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с этого дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется Обещанный. Над святым источником возвели часовенку, но в годы сталинских репрессий её разрушили. Но про праздник не забывают и сейчас.
В 1997 году по настоянию жителей села и при поддержке мэра Каги Андриянова И.Н. над святым источником снова построили часовенку. 21 августа 1997 года при стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и снова освятили источник.
С праздником Обещанный связана ещё одна легенда. По преданию, очень давно жил в Каге один мужичок. Странный это был человек, нелюдимый, всегда смотрящий исподлобья, плешивый и неженатый. В церковь он никогда не ходил, и лба не крестил. Он мог «испортить» (сглазить) скотину, и даже наслать хворь на людей. Одно слово — колдун. В общем, когда он умер, люди вздохнули с облегчением. Но не тут-то было! Стали люди умирать по непонятным причинам: один, второй, десятый, двадцатый… И пополз по селу слух — видели, дескать, ночью покойного колдуна, что бродит он по селу. К какому дому подойдёт, да в окно посмотрит — там наутро покойник, а то и два. И молились люди, и святой водой кропили, и заговоры читали — ничего не помогает. Собрались тогда мужики и пошли на кладбище. Раскопали они могилу колдуна, открыли гроб, а колдун лежит с открытыми глазами и усмехается. Страшно стало мужикам, но нашёлся среди них посмелее, взял топор и забил осиновый кол прямо в сердце колдуна. С тех пор и прекратился мор, а люди дали обещание поминать всех умерших 21 августа каждого года.
В настоящее время в Каге проживает 964 человека. В селе имеется школа, состоящая из двух корпусов (деревянная школа для первоклассников и кирпичная для 2-11 классов), амбулатория, почтовое отделение, несколько магазинов. Почти вся молодёжь, оканчивая школу, уезжает из Каги в соседние города: Белорецк, Магнитогорск, Челябинск, Уфа… Многие дома куплены горожанами под дачи. В Каге активно развивается туризм, экотуризм.